|

Аксиология: вопросы и ответы

  • Существуют ли ценности объективно, подобно материальным вещам?

Ценности не существуют объективно, подобно материальным вещам. Они являются результатом творчества людей.

  • Что такое ценность? Чувство, мысль, высказывание?

Ценность - это либо мысль, либо высказывание, но не чувство. Дело в том, что чувство единично, а ценность - это общее многих поступков. Общее "схватывается" мыслью и высказыванием.

  • Почему нельзя ценность измерить техническим прибором?

Ценность действительно нельзя измерить техническим прибором, причем по следующей причине: ценность невозможно овеществить. Но все, что неовеществлено, не подвластно технике.

  • Чем отличается культура от цивилизации?

Вопрос об отличии культуры от цивилизации относится к числу таких проблем, которые не разрешаются однозначным образом. Обычно в плане полноты выражения действительно человеческого, его отличия от природного, культуру ставят выше цивилизации. Следовательно, культура - это высшие достижения цивилизации.

  • От чего зависит понимание человеком прекрасного?

Понимание человеком прекрасного зависит от той теории, на основе которой он интерпретирует его содержание.

  • Чем отличается добродетель от ценности?

Добродетель - это черта характера отдельного человека и в этом смысле она единична. Ценность - это некоторый не единичный, а общий критерий оценки поступков людей.

  • Чем отличается долг от ценности?

Долг - это некоторое обязательство конкретного человека или же закон, навязанный кем-то. Ценность не является ни тем, ни другим.

  • Почему в наши дни на место этики свободы и справедливости все чаще ставится этика ответственности?

Этика свободы и справедливости имеют сугубо социальное содержание, она характерна для гуманитарных наук. Этика ответственности позволяет учесть особенности не только гуманитаристики, но и естествознания. И еще. Этика ответственности в отличие от этики свободы и справедливости органично учитывает фактор времени, ведь речь идет об обеспечении будущего.

  • Чем отличается неклассическая концепция ответственности от классической?

Классическая концепция ответственности характерна для философии Нового времени. Неклассическая концепция ответственности органично связана с философскими направлениями современности. В классической концепции ответственности человек рассматривается как изолированный, а не включенный в состав общества, субъект.

  • Нравственно ли выступать против клонирования людей?

Вопрос о нравственности и целесообразности того или иного случая клонирования людей решается в конкретной ситуации знающими людьми. Безнравственно вне анализа выступать как за, так и против клонирования людей.