|

Метод двойной рефлексии в феноменологии и ее преодоление "снятием"

Важно отметить, что феноменологическое исследование происходит как баланс двух сознаний: сознания исследующего предмет  и сознания созерцающее исследующее сознание - апперцепция. Не обладая знанием, по Канту, о самом предмете, феноменологический подход подразумевает лишь отражение неких процессов мышления аффицируемых предметом, и уже эти процессы подвергаются проверке на этапе рефлексии. Сознание рефлексирует относительно наблюдаемого предмета, и в результате рефлексии этот предмет удваивается как осознаваемый. В моменте для-нас оба восприятия  (в-себе: знание предмета и для-себя: осознавание знаний о предмете) уравниваются, поскольку объединены «размышляющим я» и как бы движутся по кругу, временно меняясь местами, поэтому рефлексия или раздвоение сознания на мышление «о-предмете» и «осознаю, что мыслю о-предмете», приводит к раздвоению и самого предмета. Гегель здесь постулирует, что уже не просто сознание, а сам предмет оказывается способным на собственную рефлексию (отражающим себя в видимости своей сущности), в результате чего сам предмет сознания модифицируется и синтезируется за счет отрицания внешности внутренним содержанием как суммирующего внутреннего отношения к себе: рефлексии-для-себя.

Теперь сознание наблюдает предмет, имеющий собственную рефлексию в видимости, а значит содержащий в себе момент сознания и потому однородный с размышляющим сознанием, хотя и остается ему все еще противоположным. Начиная с формы осознавания (восприятия) предмета в результате рефлексирующего размышления и, беря за истину форму предмета, как она дана в восприятии, появляется более сложная форма, а предшествующая форма оказывается для нас ложной, и таким образом снимается: каждая последующая форма через сомнение опровергает предшествующую.

Спекулятивное мышление Гегеля, противостоящее феноменологии Канта, это постоянное и последовательное отрицание предшествующих форм духа (снятие), за счет чего происходит восхождение мыслящего сознания к собственной вершине – к Абсолюту: от восприятия к самосознанию потом к разуму, духу, религии и абсолютному знанию. Каждая последующая форма в таком отрицании (снятии) наследует что-то от предшествующей и одновременно превосходит ее по сложности своего предмета. Идеальное исследование должно достигнуть формы, где осознавание и предметность достигнут баланса, преодолевая противоречивость сознания в равновесии, что будет означать достижение абсолютной формы знания или формы философии.
Достигнув в философии спекулятивного мышления, мы преодолеваем двойственность сознания и предмета, тем самым разрушая изначальную феноменологическую установку Канта на вещь-в-себе и априорные формы сознания. Субстанция и субъект, предмет и знание сливаются воедино в простейшей и одновременно абсолютной форме понятия, в форме абсолютного знания, готовой к тому, чтобы начать освоение своего же содержания путем мышления в понятиях уже в области системы философии в целом. У Гегеля мы имеем три основные части системы:

  • наука логики как учение чистого мышления о самом себе;
  • философия природы как учение об объективации абсолютной идеи;
  • философии духа как учение о возвращении духа к себе.