|

Буддийская логика

Под буддийской логикой мы понимаем систему логики и эпистемологии, созданную в Индии в VI-VII вв. н.э. двумя великими светилами буддийской науки — учителями Дигнагой и Дхармакирти. К этому же разряду текстов следует отнести крайне недостаточно известную буддийскую логическую литературу, подготовившую появление трудов этих выдающихся мыслителей, и необъятную литературу комментариев, написанную на их труды во всех странах северного буддизма. Эта литература содержит прежде всего учение о формах силлогизма1 и уже по одной этой причине заслуживает названия логической. Естественным следствием теории силлогизма в Индии, как и в Европе, являются теории сущности суждения2, значения имен3 и вывода4.

Но логика буддистов содержит нечто большее. Она включает также теорию чувственного восприятия, или, более точно, теорию роли чистого ощущения5 во всем содержании нашего знания, теорию достоверности нашего знания6 и реальности внешнего мира, познаваемого нами в ощущениях и образах. Эти проблемы обычно рассматриваются как проблемы эпистемологии. Поэтому мы можем с полным основанием назвать буддийскую систему системой эпистемологической логики. Она начинается с теории ощущения как наиболее несомненного свидетельства существования внешнего мира. Затем она переходит к теории координации8 между этим внешним миром и его репрезентацией, как она конструируется нашим разумом в образах и понятиях. После этого следует теория суждения, вывода и силлогизма. И, наконец, система включает теорию искусства ведения публичных философских диспутов9. Таким образом, буддийская логика охватывает всю сферу человеческого познания, начиная с элементарного ощущения и кончая сложным аппаратом публичного диспута.

Сами буддисты называют эту свою науку учением о логических основаниях10, или учением об источниках истинного знания11, или просто исследованием истинного знания12. Это — учение об истине и заблуждении.

Логическая система, по замыслу ее создателей, по-видимому, не имела специальной связи с буддизмом как религией, т.е. как с учением о "пути к спасению". Она претендует на роль естественной и общей логики человеческого разума13. Вместе с тем она претендует также и на критичность. Те сущности, бытие которых недостаточно гарантируется законами логики, безжалостно отвергаются, и в этом отношении буддийская логика только сохраняет верность тем идеям, с которых буддизм и начинался. Таким образом, эта логика отрицала бога, отрицала душу, отрицала вечность. Она не принимала ничего, кроме изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в нирване. Согласно буддистам, реальность является динамичной, а не статичной, но, с другой стороны, реальность представляется в логике как нечто, стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики — объяснение отношения между динамичной реальностью и статичными конструкциями мысли14. Она противопоставляет себя логике реалистов, логике школ ньяи (nуауа), вайшешики (vaisesika) и мимансы (mimansa), для которых реальность является статичной и адекватной понятиям нашего мышления. Представители всех других официальных религий Индии обычно считали буддистов самонадеянными нигилистами, а те, в свою очередь, называли своих оппонентов "чужаками"15 и "язычниками"16. И только в этом смысле логическое учение, созданное буддистами, является буддийской логикой.

Сноски
1 parartha-аnumanа.
2 adhyavasaya-niscaya-vikalpa.
3 apoha-vada.
4 svartha-anumana.
5 nirvikalpaka-pratyaksa.
6 pramanya-vada.
7 bahya-artha-anumeyatva-vada.
8 sarupya.
9 vada-vidhi-codana-prakarana.
10 hetu-vidya.
11 pramana-vidya.
12 samyag-jnana-vyutpadana.
13 laukika-vidya, ср. Madhy. vrtti, c.58.14, и мою книгу "Nirvana", с.140.
14 Ср. TSP, с.259.21 — па kvacid arthe paramavthato vivaksa asti, anvayino 'rthasya abhavat ... (sarvesu iti paksesu samanam dusanam).
15 bahya = phyi-rol-pa.
16 tirthika.
Буддийская Логика
Ф.И. Щербатской