|

Логика Нового времени: Г. Гегель

Представитель немецкой классической философии, объективный идеалист Г.Гегель (1770-1831) к формальной логике относился двойственно и крайне противоречиво. С одной стороны, Г. Гегель высоко ценил заслуги Аристотеля, логику которого он считал естественной историей конечного мышления, признавал значение формальной логики в мыслительной деятельности. Немецкий философ отмечал положительные стороны формальной логики. "Интересна эта наука тем, — считал он, — что в ней мы знакомимся с приемами конечного мышления, и эта наука правильна, если она соответствует своему предполагаемому предмету. Изучение этой формальной логики, без сомнения, приносит известную пользу; это изучение, как принято говорить, изощряет ум. Мы научаемся концентрировать мысль, приучаемся абстрагировать, между тем как в обычном сознании мы имеем дело с чувственными представлениями, перекрещивающимися и перепутывающимися друг с другом. Знакомство с формами конечного мышления может служить средством для подготовки к эмпирическим наукам, которые руководствуются этими формами, и в этом смысле логику называли инструментальной".

В "Науке логики", первой части "Энциклопедии философских наук", Г. Гегель отмечает "положительную сторону" форм мышления, признает действие формально-логических законов в умственной деятельности. Он исходит из того, что нарушение одного из основных законов формальной логики — закона тождества — ведет к ошибкам в умозаключениях. Считая, что "паралогизмы суть вообще ошибочные умозаключения", Г. Гегель отмечает, что "их ошибочность состоит более определенно в том, что одно и то же слово в обеих посылках употребляется в различном значении".

Г. Гегель говорил, что мышление — это не только оперирование с "чистыми абстракциями", но и субъективная рассудочная деятельность. По мнению мыслителя, характерными особенностями такого мышления являются правила и законы, знание которых человек может приобрести в результате опыта. Мышление, рассматриваемое с этой стороны, и его законы есть, по Г. Гегелю, то, что составляет содержание формальной логики. Мыслитель впервые поставил вопрос об отношении формальной логики к логике диалектической. Он даже считал, что содержание формальной логики должно войти в новую, диалектическую логику.

С другой стороны, Г. Гегель в своей философии отводит важное место упрощению, искажению и в конечном итоге — даже отрицанию роли формальной логики в мышлении. Формальную логику он полностью относил к абстрактно-рассудочной стадии. Мышление на этой стадии, по Г. Гегелю, односторонне и негибко, а все абстрактно-формальное выступает как нечто твердое, фиксированное, неподвижное, засохшее, холодное, мертвое, оторванное. Старую логику он считал логикой догматизма, "достойной презрения и насмешки". По Г. Гегелю, формальная логика есть не что иное, как собрание нелепостей. Г. Гегель критиковал формальную логику, которая, по его мнению, рассматривает формы мышления как чисто субъективные, присущие только мышлению и не имеющие ничего общего с бытием. Он считал, что старая логика подлежит отмене с помощью созданной им диалектической логики. Его логика имеет дело с "чистыми абстракциями, поэтому она требует способности и привычки углубляться в чистую мысль, фиксировать ее и свободно двигаться в ней". Чистые абстракции первичны по отношению к действительности. Идея, считал Г. Гегель, "сама по себе" дает законы и определения. Его логика есть не что иное, как "наука о чистой идее, т. е. об идее в абстрактной стихии мышления". Содержанием логики является "сверхчувственный мир, и занимаясь ею, мы пребываем в этом мире".

Логическое учение Г. Гегеля состоит из трех отделов. В первых двух исследуется логика, в них входят учение о бытии и учение о сущности. В третьем отделе рассматривается субъективная логика, которая сводится к учению о понятиях. Гегелевское понятие выступает в качестве высшей ступени развития, единством бытия и сущности. Вещи — это только реализованные понятия. "Понятие, — по Г. Гегелю, — есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть, то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие" [4, с. 114]. На понятия, суждения и умозаключения Г. Гегель смотрит не как на продукт деятельности нервной системы, не как на функцию мозга, а как на определенную ступень в развитии абсолютной идеи. Важным моментом в подходе Г. Гегеля к изучению понятия и других форм мышления является то, что он рассматривает их в плане развития и взаимосвязи, перехода от низших форм к высшим. Понятия, по мнению Г. Гегеля, находятся к непрерывном движении, изменении, развиваются, переходят одно в другое, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые составляют источник развития. Основной стороной развития понятия Г. Гегель признает его переход сначала в суждение, потом в умозаключение и, наконец, в идею. В идее субъективность понятия переходит в объективность.

Много внимания Г. Гегель уделяет суждению. "Суждение, — отмечает он, — есть понятие в его особенности как различающее отношение своих моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем тождественные с собой...". Г. Гегель делит суждения на суждения бытия, сущности и понятия. Суждения сущности разделяются на суждение рефлексии и суждение необходимости.

Умозаключение Г. Гегель определил как "единство понятия и суждения". Он выделял следующие виды умозаключений: качественное, рефлексии, необходимости. Внутри каждого из них Г. Гегель усматривает процесс. Так, качественное умозаключение проходит в развитии четыре фигуры силлогизма. Умозаключение рефлексии развертывается в виде умозаключений "всякости", "индуктивного" и по "аналогии". Умозаключение необходимости развертывается в формах категорического, гипотетического и разделительного умозаключений.

Ценнейшим достижением философии Г. Гегеля была диалектика, изложенная в "Науке логики". В этой работе он выполнил анализ законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал развернутую систему диалектической логики, разработал проблемы диалектики мышления, дал научное понимание законов и форм мышления в познании действительности. В борьбе против агностицизма И. Канта Г. Гегель исходил из того, что мышление способно познать истину. И хотя диалектика, ее всеобщие законы, сформулированные Г. Гегелем, основываются на идеализме, однако их понимание в значительной степени способствовало развитию диалектической логики и самого мышления.

Хотя Г. Гегель и признавал полезность формальной логики, правда, лишь на низшей ступени мыслительной деятельности, в то же время по сути он не понял значения Логики и ее законов, без соблюдения которых невозможно и диалектическое мышление. Более того, в целом отрицательная оценка Г. Гегелем формальной логики, его признанный авторитет как философа с мировым именем произвели в этой науке "разрушительное" действие, надолго затормозили ее развитие, приглушили желание многих исследователей заниматься вопросами логики.