|

Гегель. Учение о бытие

Федеральное агентство по культуре и науке Российской Федерации Государственный Университет Гуманитарных Наук институт культурологии Реферат на тему Немецкая классическая философия.
Гегель. Учение о бытие Выполнила студентка III курса Санданова С.С. Проверил Кандидат Философских Наук Чернышова Анна Владимировна Москва 2005г.


Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины 18 в. и имевшегося другим своим проявлением, главным по широте воздействия вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г.Э.Лессинг, И.В.Гте, Ф.Шиллер, Г.Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Наиболее ярко и мощно Просвещение развернулось во Франции, где представлявшая его плеяда философовВольтер, Монтескье, Руссо и многие др., наиболее влиятельные из которых были одновременно крупнейшими писателями и драмотургами своей эпохи, идеологически подготовила величайшую буржуазно- демократическую революцию Нового времени, которая в конце 18в. до основания разрушила в этой стране феодально- абсолютистский строй. Хотя в экономически разобщенном и политически раздробленном конгломерате немецких государствих число приближалось к 400 в то время отсутствовали объективные условия для проведения антифиадальной и антимонархической революции, деятели передовой немецкой культуры, которые в основном были выходцами из бюргерской среды, сумели с большой силой выразить характерный для Просвещения протест против феодального гнета, деспотизма коронованных правителей, клерикального засилья. В своих социальных идеалах немецкая классицеская философия и литература, испытавшие огромное влияние событий, происшедших в других европейских странахпрежде всего в Англии и Франции, пытались предвосхитить перспективы прогрессивного развития Германии. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально- политической и духовно- идеологической жизни всей Европы, прямо и косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным. Вслед за мировоззренческой революцией Просвящения произошла имевшая мировой резонанс Великая французкая революция1789-1794. Она потрясла соседние феодальные государства главным образом в ходе войн, которые с 1792 по 1815гг. вела сначала революционная, а затем наполеонавская Франция с коалициями противостоявших ей государств, включая немецкие. Последовавший за этим период большей и меньшей рестоврации феодально- монархических режимов сменился после происшедший в июле 1830г. во Франции революции примерно двумя десятилетиями вызревания условий для целой серии буржуазно- демократических революций, которые в 1848-1849гг. прокатились по ряду европейских стран, в том числе и по германским государствам. Революционные перемены происходили и в естествознании, в котором механика утрачивала свою прежнюю доминирующюю роль. К концу 18в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия 19в. появились такие вызвавшие огромный интерес философов новые, немеханические отрасли физики, как учения о магнетизме и электричестве, вскоре объеденившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин, все более продвигавшихся к сознанию условий для выработки научно обоснованной теории эволюции как обобщающего теоретического построения. Происходила острейшая борьба свободовыслия с религией, которая в период после Великой французкой революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху Просвящения. а затем опять вынужденно отступала в условиях нового подъема освободительной борьбы. В рассматриваемую бурную и протеворечивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась проявлялась в различных сферах общественного бытия и общественного сознания отчетливее, чем когда бы то ни было прежде, и поиск адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовительнными к этому немецкими философами увенчивался успешным продвижением по пути разработки диалектического способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развитию немецкой филослфской мысли. Само это развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно говорить, по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что и Кант, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель, и Фейербах вносили своими учениями радикальные новации в развитие философской мысли каждое из них диалектически, т.е. с сохранением определенной преемственности, отрицало предшествующее. Немаловажно, что все названные мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии. Кант, созидая первую ступень немецкой классической философии в процессе преодоления ранее господствовавший в Германии лейбнице- вольфианской метафизике, полагал, что он совершал коперниканскую революцию по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что знание его наукоучения для философии равнозначно значению Великой французкой революции для социально- политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе абсолютного идеализма человеческая мысль впервые и навсегда обрела абсолютную истину. По мнению Фейербаха, возвещаемая им антропология, революционно перевертывающая гегелизм, означает в то же время глобальный конец философии в прежнем ее понимании. ГЕГЕЛЬ Жизнь и философское творчество Георг Вильгельм Фридрих Гегель 1770-1831 родился в Штутгаре- столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего чиновнечества. В гимназии Гегель, бывший образцовым учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. Родители готовили Гегеля к карьре пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбенгенском теологическом университете 1788-1793. В течении первых двух лет обучения здесь преподовалась лейбница- вольфианская философия защетив написанное в его духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французкая революция, начало которой он вместе со своим сокурсником Шиллингом приветствовал посадкой дерева свободы и ожидал в ближайшем будущем новых народных революций, уничтожающих деспотические режимы во всей Европе. Живой интерес к глубоким общественным преоброзованиям, возникший у Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его внимание к социальной филослфии, в которой он особенно ценил учение Руссо- главного идеолога фран. революции из среды философов- просветителей. Вместе с Шеллингом и их общим другом Гльдерлином, который вскоре стал известным немецким поэтом- романтиком, Гегель читал также сочинения Платона и Канта. Все это способствовало тому, что Гегель разочаровался в карьере пастора, и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии. Однако заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течение которых он, подобно своим предшественникам в нем. класс. философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем- сначала в Швейцарии в Берне 1793-1796, а затем в Германии во Франкфурте- на- Майне 1797-1800. В Берне началось, а во Франкфурте продолжилось философские творчество Гегеля- создание рята работ, просвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновения и распространения христианства, а также его роли в жизни народов от Античности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегеля выступает как диалектическая она выявляет внутренне противоречивые процессы и в сфере общественного сознания, причем одно и другое рассматривались в их развитии. Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской деятельности. В начале 1801г. он приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает право преподовать в местном университете как приват- доцент философии. Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была объеместая работа Различие между системами философии Фихте и Шеллинга 1801. В ней он выступил с критикой субъективного идеализма Фихте и поддержал шеллинговский поворот к объективному идеализму, впервые четко разъеснив, в чем, собственно, заключается суть этого поворота, и охарактеризовав его как принципиально важную философскую новацию. В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802г. для Критического журнала философии, который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считали Гегеля вплоть до завершения йенского периода его творчества 1801-1807 последовательным шеллингианцем. В действительности Гегеля трудно признать таковым даже в предшествующие периоды, поскольку он уже тогда шел в философии достаточно самостоятельным путем, несмотря на определенную зависимость от Шеллинга и декларативное согласие с его духовным лидерством. В названных же публикациях Гегель, идя по тому же пути, по которому шла до сих пор мысль Шеллинга, уходит уже несколько вперед и намечает перспективы, недостежимые для последнего. Вообще Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда шеллинговская мысль вслед за фихтевской повернула в сторону теологических построений. Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Окупация Йены фран.войсками,сопровождавшаяся закрытием на время университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг, где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначен редактором месной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года, после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта. После этого при содействии того же Нитхаммера Гегель был назначен директором гимназии в Нюрнберге. Наряду с исполнением адмен. обязанностей он читал гимназистам введение в философию.
Длительный нюрнбергский период жизни Гегеля 1808-1816 оказался очень плодотворным в творческом отношении. Именно здесь Гегель неспешно и вдумчиво работал над своим главным философским произведением- Наукой логики, первый том которой был опубликован в 1812г., а второй- 1816г. Эта публикация послужила основанием для приглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском университете. Непродолжительный гейдельбергский период 1816-1818 важен тем, что здесь Гегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под заглавием Энциклопедия философских наук1817.Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант Науки логикиименуемый малой логикой в отличие от исходной большой логики, Философию природы и Философию духа. Гегель по праву был призван крупнейшим немецким философом современности. Внешним выражением этого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелю занять кафедру философии Берлинского университете 1818-1831 окончательно упрочила это положение. В Берлине Гегель опубликовал сравнительно немного произведений. Из них новыми работами была Осноположения философии права1821 и Философия права1826, в которых социально- полетический строй Пруссии с учетом ряда обещанных королем Фридрихом- Вильгельмом 3 прогрессивных реформ объявлялся вершиной общественного развития, что создало Гегелю репутацию официального прусского философа. Большое внимание Гегель уделял доработке своих прежних фундоментальных трудов. В1827г. вышло второе издание Энциклопедия философских наук, в которую Гегель внес немало дополнений. Он взялся за подготовку значительно расширенного издания Наука логики, но успел внести дополнения лишь в первую из ее трех частей. Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831г. эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа - гегельянство. Гегель оказался единственным из корифеев немецкой классической философии, не дожившим до времени массированного критического наступления на свою систему взглядов и вызванного этим упадка их влияния. Ученики и последователи Гегеля успешно потрудились над изданием уже в 30-е годы его лекционных курсов, используя для этого их наброски, планы, а также сделанные слушателями записи. Это Лекции по истории философии, Лекции по философии истории, Лекции по эстетики, Лекции по философии религии, включенные в изданное тогда 18-томное собрание трудов Гегеля. Учение о бытии Чистое бытие, ничто, становление. Учение о бытие начинается с понятия чистое бытие, которое, естественно, было первым и во всей системе понятий науки логики. Такой исходный пункт гегелевской логики вызвал острую критику со стороны многих идеалистов, считавших единственно правильным начинать философскую систему с мыслящего субъекта, сознания, я. Дело осложнялось тем, что финалом Феноменологии духа, которую Гегель характеризовал как обоснование исходного пункта науки логики, было абсолютное знание. В большой логике Гегель настойчиво пытался показать. Что абсолютное знание сливалось в единство, предстает простой непосредственностью, а в своем выражении простая непосредственность есть чистое бытие 95.1.126. В малой логике Гегель уже не пытался этого доказать, а исходил из соображения, что чистое, лишенное всякой определенности бытие,- это в содержательном отношении самое бедное понятие и потому именно с него следует начинать построение системы понятий, каждое последующее из которых содержательней предыдущего и которое в совокупности образует всеобъемлющую содержательность развитой логической идеи. Признавая чистое бытие самым абстрактным понятием, Гегель подчеркивал, что развитие логической идеи оказывается движением от абстрактного к конкретному 96.1.128. Тем самым формулировался один из фундаментальных принципов гегелевской философии. Он многозначен, и наряду с богатством диалектического содержания ему присуща также идеалистическая трактовка процесса развития. В рассматриваемом контексте принцип движения от абстрактного к конкретному выражает идеалистическое решение основного вопроса философии и используется для обоснования этого решения. Понятие чистое бытие выступало в науке логики как первичное по отношению к понятию наличное бытие, обозначающему качественно определенное бытие природных вещей. Основная мысль начальных параграфов учения о бытии- это производность, вторичность качественно определнного бытия, причем не только по отношению к чистому бытию, но даже по отношению к ничто Ничто- это второе после чистого бытия понятия гегелевской логики. характеризуемого как антитезис первого понятия. Этот антитезис как и все другие в сфере бытия Гегель трактует как результат перехода тезиса в свою противоположность. Это чистое бытие, - пишет Гегель, - есть чистая абстракции и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое взятое также непосредственно, есть ничто 96.1.220 Аналогичное соображение лежат в основе гегелевского утверждения, что ничто чистое есть то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие. Этот переход чистого бытия в ничто и ничто в чистое в бытие Гегель обозначает понятием становление, характеризуя его как движение непосредственного исчезновения одного в другом95.1.140,141. Хотя Гегель называет становление истиной первых двух понятий, вс же не оно, а наличное бытие рассматривается как их синтез которому, по гегелевскому терминологии, и надлежит называться истиной своих тезиса и антитезиса, а становление лишь опосредствует этот синтез. Указывая, что в становление бытие как тождественное с ничто и ничто как тождественное с бытием суть лишь исчезающие моменты и что благодаря своему внутреннему противоречию становление впадает falit в единство, в котором оба момента сняты, Гегель заключает, что результат становления представляет собой наличное бытие. Гегель уточняет, что наличное бытие есть бытие есть бытие, имеющее определенность, которая есть непосредственная, или сущая, определенность, есть качество 96.1.227.228. Гегель полемизировал с критиками, считавшими, что антитетическим понятием по отношению к чистому является небытие, а не ничто. В гегелевском рассуждениях по данному вопросу важную роль играет ссылка на различные реалии. Заявляя, что можно было бы продемонстрировать единство бытия и ничто на любом примере, во всякой действительной вещи или мысли и что нет ничего на небе, ни на земле, что не содержало бы в себе и бытия, и ничто, Гегель уточнял что когда речь заходит о каком-то нечто и действительном , то в них бытие и ничто наличествует в некотором дальнейшем определении и понимаются, например, как положительные и отрицательное. Это значит, что в объективном единстве противоположностей, характерном для всего сущего, Гегель видел воплощение провозглашаемого им единства бытия и ничто. Фактически же гегелевское утверждение о единстве бытия и ничто явилось и идеалистически интерпретированным отражением объективного единства противоположностей. Примечательно, что понимание противоречивого единства всего сущего появляется уже в самом начале гегелевской логики, хотя здесь оно выражено ещ недостаточно определенно особенно в малой логике. Гегель подчеркивал, что это единство бытия и ничто раз навсегда лежит в основе как первая истина и составляет стихию всего последующего. Так что помимо самого становление все дальнейшие логические определения наличное бытие, качество, да и вообще все понятия философии служат примерами этого единства 95.1.143. Свою мыслительную активность при построении системы этих понятий Гегель настолько стремились затушевать, что сформулировал в большой логике установку на совершенно пассивное восприятие названного самодвижения философом, излагающим науку логики Не надо делать ничего другого, как рассматривать или, вернее, отстранив всякие размышления, всякие мнения, которых придерживаются вне этой науки, лишь воспринимать то, что имеется налицо95.1.126.. Обратим внимание на специфику процессов диалектического отрицания и синтеза, ясно проявившуюся уже при характеристике Гегелем рассмотренных начальным понятий учения о бытии. Это отрицание таково, что понятие, которое переходит в противоположное понятие, не исчезает всецело, но в известном смысле сохраняется за счет изменения формы своего существования. По выражению Гегеля, оно переходит не в совершенно иное, а в свое иное. Таким образом, диалектическому отрицанию оказывается присуща способность сохранения, синтезирования. Неоднозначен, диалектически противоречив и характеризуемый Гегелем синтез тезиса и антитезиса, поскольку при их слиянии в единство происходит их определенное отрицание они утрачивают прежнюю самостоятельность и включаются в синтезирующее понятие только как моменты, подчиннные его специфической целостности, которая представляет собой новообразование, не сводимое к их сумме и к их определнностям. Единство уничтожения и сохранения в процессах диалектического отрицания и синтеза Гегель обозначил термином снятие, умело использовав соответствующую многозначность этого слова в немецком языке. Единство уничтожения и сохранения было необходимым условием того, что диалектическое движение представало как процесс, в котором постоянно возникает новое и вместе с тем оно включает в себя богатство содержания предшествующих ступеней, т.е. как процесс развития. Важно, что снятие, усматриваемое Гегелем непосредственно лишь в движении понятий, оказывалось фактически применяемым им и для характеристики диалектического движения в объективной реальности.

Список используемой литературы
1 В.Н. Кузнецов Немецкая классическая философия
2 Жизнь замечательных людей
3 Гегель за 90 минут