|

Логика Нового времени: И. Кант

Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, создатель "небулярной" космологической гипотезы происхождения небесных светил И. Кант (1724-1804) различал логику формальную, изучающую понятия, суждения и умозаключения в отрыве от их предметного содержания, и логику философскую, трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный характер, обусловливает возможность необходимых и всеобщих истин. Общая логика, считал И. Кант, не обращает внимания на содержание понятий, а рассматривает только их форму, подходя к понятию субъективно.

По И. Канту, формальная логика характеризуется тремя особенностями:

  1. она является основой всех других наук, вместе с тем это — пропедевтика всякого употребления рассудка.
    Поэтому она совершенно отвлекается от всяких объектов;
  2. она не может быть органом наук. Математика — это органон, а логика — канон;
  3. она должна учить нас правильному употреблению рассудка.

И. Кант считал, что формальная логика не может установить истину, так как изучаемые ею формы мышления пусты и бессодержательны и, вероятно, имеют законченный и замкнутый характер. Поскольку формальная логика недостаточна, то, согласно И. Канту, должна существовать еще "логика, отвлекающаяся не от всякого содержания познания", а "определяющая происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний, и ее следует называть "трансцендентальной логикой", потому что она имеет дело только с законами рассудка и разума... лишь постольку, поскольку она априори относится к предметам...".

Подлинную истину может дать только новая трансцендентальная или гносеологическая логика, которая должна вывести критерий для получения нового знания и может восполнить роль теории и метода познания, считал ученый.

Всеобщность и необходимость трансцендентальной логики И. Кант относил к формам разума и человеческого рассудка, не связанным с действительностью. Он пытался доказать, что законы мышления не являются своеобразным отражением законов бытия и не имеют ничего общего с законами природы. Согласно И. Канту, трансцендентальная логика является основой всех других наук и учит правильному употреблению рассудка. Критерием истины он считал соответствие мыслей доопытным законам рассудка. Трансцендентальная логика, полагал И. Кант, есть наука о разуме не только по форме, но и по содержанию; наука о необходимых законах мышления, и не для особых предметов, но для всех предметов вообще; наука о правильном употреблении рассудка и разума вообще. В "Критике чистого разума" И. Кант отмечал, что "мышление есть познание через понятия" и что "познание всякого, по крайней мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное.

В непрерывной связи с понятиями И. Кант рассматривает суждения. Понятия у него выступают как "предикаты возможных суждений". И. Кант исходит из того, что знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями — субъектами и предикатами суждения. Он разделял суждения на аналитические и синтетические. В аналитических суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. В синтетических суждениях связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат соединяется с субъектом, а не выводится из него. Синтетические суждения И. Кант делит на апостериорные и априорные. Он разработал классификацию суждений: по количеству (общие, частные, единичные); по качеству (утвердительные, отрицательные, бесконечные); по отношению (категорические, гипотетические, разделительные); по модальности (проблематические, ассерторические, аподиктические). В соответствии с этим И. Кант выделил четыре группы категорий: количества (единство, множественность, целокупность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (присущность и самостоятельное существование, или акциденция и субстанция; причинность и зависимость, или причина и действие; общение или взаимодействие); модальности (возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность).

В результате деления суждения он выделяет 12 категорий умозаключений. По И. Канту, познание осуществляется в трех формах:

  1. чувственности (способность ощущений);
  2. рассудка (способность понятий и суждений)
  3. разума (способность умозаключений, доходящих до "идей", которые представляют собой понятия о безусловном единстве всех обусловленных явлений).

Большое внимание И. Кант уделяет индукции и аналогии. Характеризуя деятельность рассудка, он выдвигает в идеалистически мистифицированной форме принцип единства анализа и синтеза. Существенным вкладом И. Канта в логику является обоснованное им отличие логического основания и логического следствия от реальной причины и следствия. По мнению А. Маковельского, логика И. Канта, в отличие от аристотелевской, является чисто субъективной и сугубо формалистичной, а ее философской основой служит идеализм.