|

Логика Нового времени: Т. Гоббс

Английский философ-материалист Т. Гоббс (1588-1679) рассматривал логику как науку о путях и методах отличия лжи, заблуждения от истины. Его логика состоит из учения об именах (понятиях), предложениях (суждениях), умозаключениях (силлогизмах). Т. Гоббс считал, что имена представляют собой единственный материал, из которого составляются все предложения и умозаключения. Он различал конкретные и абстрактные имена, имена первичного (имена вещей) и вторичного порядка (имена имен и предложений), имена положительные и отрицательные, простые и сложные, единичные и общие. Большое внимание в своей логике Т. Гоббс уделяет учению об определении, понятии, суждении и умозаключении. Сложение двух имен дает, по Т. Гоббсу, суждение, сложение двух суждений — силлогизм, а сложение нескольких силлогизмов образует доказательство.

В основу теории умозаключения Т. Гоббса положено учение о силлогизме. Он принял только три фигуры категорического силлогизма. Доказательство, по Т. Гоббсу, — это ряд силлогизмов, которые построены на определении имен и доведены до последнего заключения (вывода) [11, с. 122]. Ошибки силлогистического умозаключения коренятся, по его мнению, в ложности посылок или выводного заключения. В учении о знании Т. Гоббс критиковал теорию врожденных идей Р. Декарта. Выводя все идеи из ощущений, Т. Гоббс развил учение о переработке идей сравнением, сочетанием и разделением. Считая, что опыт дает лишь вероятные истины о связях вещей, он признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного способностью имен становиться знаками общих идей. Критерий истины ученый видел в свете разума. Рационализм Т. Гоббса сводится к рассмотрению мышления как совокупности своеобразных математических операций. В сочинении "Левиафан..." он в общем виде сформулировал идею логического исчисления.

В то же время в учении Т. Гоббса о первичных и вторичных качествах проявилась непоследовательность.