|

Логика Нового времени: марксизм

Знание логики, умение пользоваться ее законами и правилами высоко ценил К. Маркс (1818-1883). С его именем связано философское и социально-экономическое учение "марксизм", которому суждено было сыграть огромную, и отнюдь не только теоретическую, роль в мировой истории.

При разработке логической теории К. Маркс большое значение придавал исследованию понятий. По его убеждению, познание выступает как сложный, противоречивый процесс формирования понятий, категорий, перехода от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, раскрытия тенденций и закономерностей объективной действительности. К. Маркс рассматривает познание как сторону практической деятельности человека, в ходе которой вырабатываются категории и понятия, раскрывающие суть развития вещей и идей. Он рассматривал понятия в движении, развитии, во взаимосвязи и их взаимопереходах.

В "Капитале" К. Маркса сложность образования понятий непосредственно прослеживается на примере понятия стоимости. Сначала К. Маркс анализирует самое простое, т. е. постоянно повторяющиеся отношения буржуазного общества: обмен товаров. К. Маркс исхадит из того, что товар в первую очередь есть предмет, удовлетворяющий те или иные потребности человека, иначе говоря, имеет потребительную стоимость. Затем К. Маркс исследует те отношения между товарами, в которые они вступают при взаимном обмене. Товары, имеющие различную потребительную стоимость, в процессе обмена приравниваются друг к другу. К. Маркс вскрывает некую общую основу их связи и приходит к понятию меновой стоимости. На этой стадии формирования понятия выясняются лишь отношения товаров, предметов, которые всегда бывают, как все существенные отношения, типа равенства.

На второй стадии формирования понятия стоимости К. Маркс раскрывает содержание, сущность абстрагированного общего свойства. Отвлекаясь от потребительной стоимости товаров, он рассматривает их как продукт труда и отмечает, что хотя всякий товар всегда является продуктом какого-то конкретного труда (столяра, портного и т. д.), однако меновой стоимостью он может обладать, потому что в различных видах конкретного труда есть нечто общее — абстрактный труд, труд вообще. Товар содержит в себе противоречивое единство конкретного и абстрактного труда. Стоимость, следовательно, представляет собой то общее, что имеется у товаров — "абстрактно человеческий труд".

Дальнейший анализ К. Маркса углубляет понятие стоимости. На основе этого отношения ("клеточки" капиталистической экономики) К. Маркс выводит более сложные и конкретные отношения (прибавочная стоимость, прибыль, цена производства, рента и т. п.). Он отмечал, что в процессе образования понятий познание движется от чувственного, конкретного к абстрактному, а от абстрактного — вновь к конкретному, чувственному. К. Маркс называл это воспроизведением конкретного путем мышления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному, по его определению, представляет собой "способ, с помощью которого мышление усваивает конкретное, воспроизводит его как духовное конкретное".

Восхождение от абстрактного к конкретному — это лишь один из приемов логического исследования, применяемых К. Марксом в "Капитале", которым далеко не исчерпывается рассматриваемый К. Марксом метод.

Ф. Энгельс (1820-1895), вклад которого в обоснование философии марксизма огромен, в работе "Анти-Дюринг" раскрывает органическую связь формальной и диалектической логики, рассматривает формальную логику и диалектику как две науки, исследующие законы человеческого мышления. Правда, Ф. Энгельс считал "пробным камнем диалектики" и природу, и пытался распространить на нее учение о противоречиях, скачках и отрицаниях отрицаний. К созданию особой диалектической концепции развития природы К. Маркс непосредственного отношения не имел. Она обязана своим возникновением Г. Гегелю и его ученику Ф. Энгельсу. Однако идея диалектической трактовки не только общества, но и природы достаточно органично вошла в коммунистическую философию, претендовавшую на универсальность и охват едиными схемами не только общества, но также природы и мышления. Эту идею активно поддержал В. Ленин. Он настаивал, в частности, на том, что противоречия имеются не только в обществе и мышлении, но и в природе.

В "Философских тетрадях" В. Ленина содержатся мысли о природе понятий, в которых отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений и материального мира. В этой работе В. Ленин анализирует категории причины и следствия, сущности и явления, единичного, особенного и общего, возможности и действительности, абстрактного и конкретного, содержания и формы, качества и количества и др.